Дата и время ribbon
» » «Щелкунчик» без рождественской елки, но с орехом Кракатук
06-12-2017 18:54 Информационное агентство «RUSNEWSINFO»/КУЛЬТУРА/ «Щелкунчик» без рождественской елки, но с орехом Кракатук

«Щелкунчик» без рождественской елки, но с орехом Кракатук

В Москве завершился Международный фестиваль современного танца DanceInversion-2017


Спектаклем «Щелкунчик и Мышиный король» «Балета Цюриха» на Новой сцене Большого театра и выступлениями американской труппы Джессики Ланг в «Геликон-опере» завершил свои показы Международный фестиваль современного танца DanceInversion. Он проходил в Москве более двух месяцев на пяти сценических площадках (на Исторической и Новой сценах Большого театра, в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко, Геликон-опере, Театре наций). Нынешний восьмой по счету (если не считать международных фестивалей-предшественников, проводимых с 1997 года) DanceInversion, проводимый дирекцией Большого театра, наверное, один из самых интересных и представительных за все время существования проекта. В нем приняли участие труппы из 8 стран мира: США, Кубы, Монте-Карло, Франции, Германии, Ирландии, Испании, Швейцарии.

«Щелкунчик» без рождественской елки, но с орехом Кракатук Немецкий хореограф Кристиан Шпук. Фото: dance-inversion.ru

Программа составленная худруком фестиваля Ириной Черномуровой, отличалась разнообразием стилей, техник и жанров. Зажигательные испанцы из труппы ниспровергательницы хореографических канонов Росио Молины, смело сплавляющей столь разные жанры, как фламенко и современный театр, а также темпераментные танцовщики «Компании современного танца Кубы» здесь соседствовали, например, с такими авангардистами, как Майкл Киган-Долан из Ирландии.

Причем режиссер и «хореограф» представивший на фесте свое собственное «Лебединое озеро», поставил его не на музыку Чайковского, а на фольклорные мелодии, созданные на основе скандинавских и ирландских народных традиций, и занимательно трансформировал сюжет самого знаменитого классического балета в захватывающую современную мистическую историю. Владетельная принцесса, здесь стала инвалидкой, сам Зигфрид местным сумасшедшим, Ротбарт — священником-маньяком, заколдовавших девочек в лебедей, а также начальником полиции и местным депутатом. Здесь есть и сцена на озере и «бал» — вечеринка с выбором невест. То есть все почти как у Чайковского. Этот спектакль мог бы стать самым интересным проектом фестиваля, если б помимо виртуознейшей драматургической и режиссерской разработки имел хоть какое-нибудь танцевальное наполнение.

Помимо «Лебединого озера» посвященная 200-летию классика мирового балета Мариуса Петипа программа фестиваля включала в себя также такие названия, как балет «Красавица» (на музыку балета Чайковского «Спящая красавица», см. «МК» №27516 от 9 октября) и «Щелкунчик».

Начиная с Федора Лопухова, который в 1929 году представил своего суперавангардного «Щелкунчика» в духе мейерхольдовской биомеханики (именно с этого балета отныне в России главную героиню будут называть не Кларой, а Машей), кто только не брался за этот балет Чайковского. В убогом сиротском приюте разворачивается, например, действие балета в оригинальной и вместе с тем очень остроумной постановке английского хореографа Мэтью Боурна; история русской балерины-эмигрантки рассказана в балете австралийца Грэма Мёрфи. Есть известные трактовки этого балета, сделанные Роланом Пети, Джоном Крэнко, Морисом Бежаром, Джоном Ноймайром, Раду Поклитару и многими, многими другими. Свою версию рождественской сказки на DanceInversion представил и хореограф Кристиан Шпук.

Имя немецкого хореографа, худрука «Балета Цюриха», до этого у нас было известно лишь по забавному «коровьему» па-де-де, часто исполняемому в гала-концертах, мрачному и претенциозному балету по сказке Гофмана «Песочный человек», что привозил на «Золотую маску» латвийский театр оперы и балета, и «Анне Карениной», поставленной в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в позапрошлом сезоне. Тем не менее Шпук является приверженцем нарративного балета, и к числу его, как правило, решенных в депрессивном черном цвете постановок относятся такие балеты, как «Лулу. Трагедия монстра», «Войцек», «Возвращение Улисса», «Ромео и Джульетта». На этот раз Шпук изменил сам себе и порадовал, сочинив вполне позитивный балет, премьера которого состоялась в Швейцарии чуть больше месяца назад.

В основе спектакля «Щелкунчик и Мышиный король» тоже сказка Гофмана, но не та усеченная история, что рассказывается в классическом балете (Петипа, кстати, имел отношение к «Щелкунчику» лишь как автор либретто, хореографию в спектакле в связи с его болезнью делал Лев Иванов), а сказка в ее полном виде. Здесь присутствуют и заколдованная принцесса Пирлипат, и королева мышей мадам Мышильда, и орех Кракатук, но нет рождественской елки.

В самом таком подходе нет ничего нового. Так, в Мариинском театре, помимо версии «Щелкунчика», оформленной известным художником Михаилом Шемякиным, в шемякинских декорациях шел и балет «Волшебный Орех», тоже рассказывающий гофманскую историю, в балет Чайковского не вошедшую. Впрочем, первым, кто использовал историю о принцессе Пирлипат и об орехе Кракатук в своем сочинении, был ироничный американец Марк Моррис, пересказавший Гофмана на современный лад еще 26 лет назад в 1991 году в брюссельском театре «Ля Монне».

Но и у Шпука получился интересный балет. Естественно, буйную фантазию Шемякина его художник-постановщик Руфус Дидвисцус и художник по костюмам Буки Шифф не превзошли, даже кое-что позаимствовав из мариинского спектакля. Например, костюмы для снежинок. Они точно такие, как у Шемякина, правда, черные пачки тут увешаны не белыми снежными хлопьями, а светодиодами (как в фильме «Матильда»). При этом «черных» снежинок здесь сопровождают такие же «черные» кавалеры.

Если первый акт у Шпука решен преимущественно в монохромной гамме (история про принцессу Пирлипат вообще в излюбленном Шпуком черно-белом цвете), то во втором — блеск фантазии и буйство красок: фея Драже тут выходит в пачке, усыпанной пирожными, и с пирожным в прическе, в вальсе цветов пачки у балерин в виде лепестков, из лепестков и бородки у их обнаженных по пояс цветочных кавалеров, щеголяющих по сцене в штанах на подтяжках.

Чудес и спецэффектов, как и положено у Гофмана, в спектакле вдоволь: мыши тут гоняют на роликах, а Фриц (Дэниэл Маллиган) — брат Мари — на скейтборде. В финале сцена заполняется серебряными воздушными шариками. А начинается все с притулившейся в углу сцены клоунессы, которая, кемаря, играет на аккордеоне музыку из бессмертного балета (Ина Каллеас), а двум другим клоунам (Йен Хан и Мэтью Найт) приходится постоянно ее будить, толкая в бок. Клоуны тут проводники в наполненный фантасмагорией и мистикой мир Гофмана.

Применена у Шпука и удачная для «полночной гофманианы» концепция «театра в театре». Первый театр, собственно, это Новая сцена Большого, как в кабаре, сияющая лампочками. Второй — сцена, выстроенная у задника. Третий театр совсем маленький — это макет театра с застывшими бумажными фигурками. Обидно, что режиссерски эта идея практическим образом никак не обыграна в спектакле, и сцена, расположенная в глубине, банально используется как второй уровень, на который изредка перемещается многонаселенное представление.

Героев же тут видимо-невидимо. Помимо обычных: Мари (Мишель Уиллемс), ее крестного Дроссельмейера (Доминик Славковский), родителей и брата, тут еще и различные тетушки героини: Тетушка Снежинка (Елена Востротина), Тетушка Цветочек (Анна Хамзина) и Тетушка Фея Драже (Викторина Капитонова). В ходе спектакля они превращаются в ее сне в одноименных фей и отлично танцуют по ходу действия с кордебалетом вальс снежных хлопьев, вальс цветов, а также восточный танец, который достается фее Драже. Особенно многочисленны тут персонажи сказки про принцессу Пирлипат: это король, королева, четыре принца, министры, гувернантки, мыши. Все они в виде кукол находятся в витринах мастерской Дроссельмейера и в полуночный час механической кукольной походкой выходят оттуда, собственно, и начиная разыгрывать представление.

Естественно, чтоб разыграть столь многонаселенный балет и пересказать перипетии сказки Гофмана, Шпуку пришлось менять номера партитуры Чайковского по своему представлению. Так, из дивертисмента во втором акте остался лишь восточный танец, а под испанский и китайский погруженная в аквариум принцесса Пирлипат (Джуллия Тонелли), превращенная в зубастого уродца, например, лихо щелкает орешки. В первое отделение переместилась и «Жигонь», музыка «Танца пастушков» (у Льва Иванова он назывался «Танец леденцов» или «Танец с дудочками»), здесь же придворные волшебного королевства вприсядку отплясывают «русскую»…

Гораздо хуже, что хореография у Шпука не столь изобретательна, как его режиссерские задумки, грешит однообразием и отсутствием музыкальности. Она часто ложится поперек музыки Чайковского, не раскрывает ее богатой образности. И даже во время звучания такого шедевра, как музыка челесты, напоминающая переливы хрустальных колокольчиков (под нее танцуется женская вариация в классическом па-де-де, естественно, у Шпука, и она вырвана из привычного контекста и поставлена перед дуэтом), главная героиня просто слоняется по сцене, выясняя свои отношения с Дроссельмейером в долгополом сюртуке.

Этот герой у Шпука и становится главным героем постановки, а партия, прекрасно исполненная Домиником Славковским, в полной мере насыщена танцами, как и дуэт Мари с Принцем (племянником Дроссельмейера), проникновенно станцованный Мишель Уиллемс и Уильямом Муром. Труппа балета Цюриха вообще достаточно профессиональна, так что с задачами, поставленными перед ней балетмейстером, вполне справилась.

«Известно, сколько яркого творческого протеста и многогранной танцевальной игры породили «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица», — говорит Ирина Черномурова. — Точно одно — пространства «пуантников» и «босоножек» сегодня совершенно невозможно представить без новых версий этих легендарных балетов Петипа, без творческого диалога, который ведут эти два пространства». Справедливость этих слов и подтвердил балет, показанный в финале фестивального марафона.




Репрессированный режиссер вернулся на сцену Большого

im
Балет «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева для истории Большого театра балет знаковый

В Москве и Санкт-Петербурге завершился фестиваль современной хореографии Co ...

im
Международный фестиваль современной хореографии Context не зря носит имя Дианы Вишневой

«Кордебалет» станцевал «вечный двигатель»

im
Международный фестиваль современного танца DanceInversion, продолжающий показывать в Москве свои

Кремль открывает балетный сезон

im
В Государственном Кремлевском дворце уже в шестой раз прошел Международный фестиваль балета

На Исторической сцене Большого театра изнасиловали спящую красавицу

im
Нынешний Международный фестиваль современного танца DanceInversion посвящен надвигающемуся

Исторический балет Победы

im
Михайловский театр открыл свой балетный сезон одним из первых и сразу преподнес своей публике

«Праправнучка» Матильды Кшесинской пополнила труппу Большого театра

im
Премьера балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова состоится в декабре 2017 года

Зураб Церетели отправил своих кошек и собак в Канны

im
В Каннах завершился юбилейный, 20-й Фестиваль российского искусства

Артистка балета Наталья Касаткина о смерти мужа Василёва: «Ушел тихо»

im
Вдова хореографа, балетмейстера Владимира Василева дала первые комментарии после его смерти

«Лебединое» начинается с черной пачки Плисецкой

im
Музей отметил 140-летие знаменитого балета уникальной выставкой

Новый «Русский Гамлет» покорил зрителей Москвы

im
В рамках фестиваля «Черешневый лес» Санкт-Петербургский государственный академический театр балета

В Москве начинаются гастроли балета Эйфмана

im
На Исторической сцене Большого театра с 16 июля две недели будет гастролировать

В Стасике поставили балет любимца Гитлера

im
Свою первую премьеру на посту худрука балета Музыкального театра им

Популярные новости

Погода в Москве, Киеве, Минске

Подписка на новости

Введите Ваш E-mail :

Анекдот

im

Лига чемпионов в Красноярске!

В очередной игре Лиги чемпионов ФИБА красноярский «Енисей» принимал дома немецкий «Ольденбург» и проиграл
Общественный мир >>Все статьи
im

16 декабря в Чувашии пройдет завершающий День здоровья и спорта

[img]http://cheb.mk.ru/counter.yadro.ru/logo;mk?17.3[/img]16 декабря в Чувашии пройдет завершающий День здоровья и спорта
im

В Красноярске прошёл НЕМА турнир

Для большинства горожан НЕМА – непонятная аббревиатура
im

Победителем спартакиады среди энергокомпаний Ивановской области стала команда филиала «Ивэнерго»

Кубок Чемпиона соревнований достался спортсменам команды «Ивэнерго»
2017 © Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на сайт.

Баннер