Дата и время ribbon
05-12-2017 13:40 Информационное агентство «RUSNEWSINFO»/ЭКОНОМИКА/ Всё – на экспорт!

Всё – на экспорт!

Как тарифная политика РЖД создает проблемы с подготовкой страны к зиме


С наступлением зимних холодов тема подготовки России к осенне-зимнему максимуму энергопотребления, по известной российской традиции, стала одной из главных в общественном обсуждении. И этот процесс сталкивается с серьезными трудностями.




Всё – на экспорт!

В конце октября – начале ноября в правительство стали поступать жалобы ряда объектов ЖКХ на нехватку угля в связи с дефицитом вагонов. Затем свою обеспокоенность стали высказывать энергетические компании. Сначала это был «Газпромэнергохолдинг», поставляющий электричество и тепло миллионам жителей Центральной России и Урала и чья Новочеркасская ГРЭС в Ростовской области испытывает проблемы с поставками угля. Следом за газпромовскими энергетиками выступил и «Русгидро», дальневосточный дивизион которого обеспечивает две трети выработки электроэнергии для Дальнего Востока. На входящие в состав холдинга Хабаровской ТЭЦ-3, Благовещенской и Артемовской ТЭЦ запасы угля сокращаются, а месячные графики поставок угля исполняются менее чем на 40%. В письме, направленном компанией в адрес вице-премьера Аркадия Дворковича, с тревогой говорится, что «в перспективе данная ситуация может привести… и к ограничению тепло- и энергоснабжения потребителей в период прохождения осенне-зимнего периода». В целом же, как подчеркивают эксперты, в нынешних условиях угольные электростанции потеряли конкурентоспособность в рамках межтопливной конкуренции, что создает серьезные проблемы. В частности, это снижение энергетической безопасности, основанной на топливном разнообразии энергетики, а также возможный рост социальной напряженности в регионах с проблемными угольными ТЭС.


В чем же причины парадоксальной ситуации, когда угольщики рапортуют о росте добычи топлива, а на тепловых электростанциях он стал дефицитом? Специалисты указывают, что высокие мировые цены на уголь способствуют его приоритетному экспорту. В результате доходность поставок на экспорт до 50% превышает доходность поставок на внутренний рынок. Статистические данные говорят о том, что если погрузка угля на сети РЖД за 9 месяцев 2017 года выросла на 9% к тому же периоду прошлого года, то рост отгрузки на экспорт подскочил аж на 18 с лишним процентов. Но мировая угольная конъюнктура, заставляющая добывающие компании работать на экспорт, – это только один элемент общей картины. Другой элемент – и причем немаловажный – политика РЖД в отношении угольных компаний. Скидки на дальние железнодорожные перевозки каменного угля могут достигать 60%. Понятно, что такое «благоволение» монополии фактически стимулирует экспортную ориентацию угольщиков и закрепляет этот вектор развития отрасли.


Между тем попытки российских энергокомпаний договориться с РЖД о скидках по поставкам угля на ТЭС, по словам заместителя генерального директора «Газпромэнергохолдинга» Павла Шацкого, заканчивались безрезультатно. «Под риском находится около 7–8 млн тонн перевозок, которые они (РЖД) сейчас имеют гарантированно», – отмечает он.


Тарифная стратегия РЖД в части перевозок угля, похоже, строится таким образом, что, давая солидные скидки на экспортные поставки, монополия компенсирует их высокими тарифами для других категорий грузов, в том числе и для «внутреннего» угля. Но возникает вопрос, почему это должно субсидироваться государством в лице РЖД?


Еще один аспект – дефицит вагонов, о котором говорилось в начале статьи. Дефицит полувагонов действительно существует. Но связан он не столько с нехваткой транспортного состава, сколько с его простоями. Рекордный урожай зерновых этого года породил пробки в портах. Из-за сложной навигационной обстановки вагоны по несколько дней ожидают разгрузки, что негативно сказывается на сроках их оборачиваемости.


Кроме того, низкие ж/д тарифы и высокий спрос на щебень в России ведут к активному использованию полувагонов в импортных операциях, что опять-таки усиливает их внутренний дефицит.


Анализ ситуации показывает, что точкой пересечения проблем с поставками угля на электростанции, щебня на строительство дорог и зерна на элеваторы является железная дорога, которая по сути выступает в роли подлинного рыночного регулятора. И может, вместо увеличения тарифов на электроэнергию, о чем уже заговорили отчаявшиеся получить свой уголь энергетики, стоит прежде всего разобраться с РЖД, которая своекорыстной тарифной политикой фактически душит социально значимые отрасли страны?




ФАС как последний оплот потребителя

im
Обсуждение повышения тарифов РЖД проходит тихо, без громких скандалов

Ситуация очень неприятная: Польша признала покупку угля у Донбасса

im
Ситуация очень неприятная: Польша признала покупку угля у Донбасса

Выставка, посвященная 70-летию дня шахтера, открылась в московском ЦДХ

im
11 сентября в московском Центральном доме художников (ЦДХ) прошла официальная церемония открытия

Ключевая отрасль

im
Юбилейный День шахтера, отпразднованный добывающей отраслью страны в последнее воскресенье

Эксперт: Украине не хватит американского угля

im
В ближайшие дни на Украину должен прийти первый балкер с американским антрацитом, который

Шахтеры Кузбасса увеличили экспорт на 15%

im
Предприятия Кемеровской области в первом полугодии 2017 года увеличили добычу угля на 10% по

Герои угольных разрезов

im
27 августа наша страна в семидесятый раз с размахом отметит День шахтера

Американцы резко подняли цены на уголь для Украины

im
США почти в три раза увеличили цены на металлургический уголь для Украины

Клуб олигархов в Совете потребителей

im
В ближайшие дни произойдет смена руководителя Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО

Украина: за что боролись, на то и напоролись – итогом блокады стал перевод ...

im
Поскольку радикалы не прекратили блокаду Донбасса, а официальный Киев не принял никаких мер,

Популярные новости

Погода в Москве, Киеве, Минске

Подписка на новости

Введите Ваш E-mail :

Анекдот

im

Судьба чемпионства в российском футболе решится 4 марта

Итоги и символическая сборная первой части сезона РФПЛ
Общественный мир >>Все статьи
im

В Красноярске прошёл НЕМА турнир

Для большинства горожан НЕМА – непонятная аббревиатура
im

Победителем спартакиады среди энергокомпаний Ивановской области стала команда филиала «Ивэнерго»

Кубок Чемпиона соревнований достался спортсменам команды «Ивэнерго»
im

Трасса М5 в горнозаводской зоне Челябинской области более суток перекрыта

Сильный снегопад, метель и гололедица стали причиной введения 9 декабря запрета на движение большегрузов по трассе М5 в Катав-Ивановском районе. Большегрузы растянулись вдоль трассы длинной вереницей от Аши до Миасса местами в два ряда.
2017 © Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на сайт.

Баннер