Дата и время ribbon
» » "После открывшейся опухоли стал еще сильнее": неизвестный Дмитрий Хворостовский
22-11-2017 16:16 Информационное агентство «RUSNEWSINFO»/КУЛЬТУРА/ "После открывшейся опухоли стал еще сильнее": неизвестный Дмитрий Хворостовский

"После открывшейся опухоли стал еще сильнее": неизвестный Дмитрий Хворостовский

Последние два года его жизни — гимн человеческой стойкости


О его уникальности как певца теперь расскажут записи — эта невероятная простота и искренность бьет из любой оперной арии, из военной или народной песни, — он благородил собой любой жанр. Но гораздо важнее другое. Дмитрий вошел в историю не только своим голосом и харизмой, он стал первопроходцем (если брать людей такого уровня) по части снятия общественных табу. Он не скрыл страшную болезнь, не подчинился ей. Он открыто признался в этом всему миру. И было в этом признании не отчаяние и не начало конца. Напротив: начало самого человечного, что в нем есть. Смотрите все — я человек! Смерть мне бросает вызов — пусть. Рак — пусть. Но я назло всем начну новый отсчет, и пусть меня никто не жалеет.

"После открывшейся опухоли стал еще сильнее": неизвестный Дмитрий Хворостовский

Не говорил уже, лежал, но... распевался до последнего! О его вокальных достоинствах будет много пафосных слов, но Хворостовский запомнится своей невероятной органичностью: не играл, он так жил. И он победил рак. Победил как стигму, как табу, как запретную и неудобную тему, от которой отводят глаза. Не отводите! Дело не в том, что рак — это проблема. Вчера чума, сегодня рак, завтра... А дело в том, КАК в этом раке заново обрести себя. Найти себя. И сейчас все его близкие, друзья, без какой-то фальшивой скорби, думают именно об этом уроке Дмитрия нам всем. Ведь всех это ждет.

...Сидя с ним рядом (по счастью, брал прежде несколько интервью), хотелось быть максимально простым, и в этой простоте обрести гармонию. «Ой, как трудно выступать перед русской аудиторией, — сетовал Дмитрий в нашем с ним разговоре, — на Западе музыку пока еще воспринимают как получение удовольствия, а в России... какое тут удовольствие — тут требуют жизнь отдать». Вот он ее и отдал. Красноярский парень, красавец, сумевший вокруг себя перевернуть мир.

Мировой взлет его был достаточно стремителен, после красноярского педучилища, института искусств, пятилетнего пребывания в солистах Красноярского театра оперы и балета, Дмитрий — уже не мальчик — побеждает на конкурсе в Кардиффе, — эту мощную стать замечают все, и с этого момента Хворостовский уже нарасхват, тут-то перелом случился быстро — не его стали выбирать, а выбирает теперь он, шествуя по лучшим сценам мира — Ковент-Гарден, Ла Скала, Метрополитен.

Да, как следствие своей занятости, Хворостовский с 1994-го переезжает в Лондон. Но все равно был плоть от плоти, кровь от крови от своей земли, крепко стоял на ногах, не закапывался в двойных-тройных смыслах, и сразу в любых вопросах видел суть: «И Россия, и Москва меняется семимильными шагами, — говорил он в один из приездов, — да, я радуюсь, что люди стали жить как-то богаче, чем в советское время. Но очень жаль, что дифференциация между слоями населения усиливается... В этом боль».

— Когда уходят такие глыбы в расцвете сил, всегда не понимаешь — откуда эта страшная несправедливость? — говорит Денис Мацуев. — Я бы назвал его сибирским рыцарем: эта доброта, благородство, широкое сердце!.. Незабываемая улыбка. Душевная. А уж как личность... в какой-то момент на сцене появилось чудо, которое ворвалось молниеносно. И теперь, если не смотреть видео, не знать — кто это поет, то по одному только голосу понятно, что это Хворостовский. Его тембр неповторим. Его харизма мотивировала всех вокруг. Талант невероятный, под влиянием которого я постоянно находился. И неважно в каком репертуаре — оперном, или в романсах, или в военной песне. Вот была эта ложная информация недавно, — а ведь говорят, что «если раньше хоронят, то человек долго жить будет»; увы, эта примета не сработала.

— Не кажется ли вам, что он открыл новый феномен своим поведением — не стал скрывать болезни, но боролся за каждый концерт?

— Это абсолютный подвиг. Уверен, сцена добавила ему несколько лет жизни. Сцена — великая терапия, она выводит тебя из этого состояния, лечит, дает надежду. И каждый его последующий выход становился событием. Примером для всех. Потому что надо бороться до конца.

***

...Дмитрий был очень похож на своего отца. Такой же благородный, открытый, седовласый и нежный, — никогда не забуду, как сидели все вместе втроем в один из приездов артиста в Москву, и в каждом шаге и слове ощущались цельность и внутренний строй: «Выпить? Нет, я не имею права «отрываться». У меня же грядет концерт. Поесть ночью еще можно, но выпить... Нет, не пью. Категорически. Другое дело, поздно стал ложиться. Пока был в Париже, ложился в три. А в Москве — в пять утра... нет, надо входить в норму. Много ли друзей? Знаете, лет в тридцать меня тоже окружало множество людей, казавшихся мне друзьями. Дверь нашего дома была открыта для всех, там постоянно кто-то находился. И ночевать оставались... Так, папа? (Обращался к отцу.) Это считалось нормальным и приличным. А потом все эти люди потерялись; они поменялись, и я поменялся. Отношения с папой? Мы давно уже не «отец и сын», но друзья, братья даже. Дня не проходит, чтобы я не позвонил папе по телефону, где бы ни находился».

После чего папа очень трогательно рассказывал, как маленький Дима в детстве увлекался лошадьми, но не в качестве наездника — лепил их из пластилина. Отсюда и дилемма возникла — а не отдать ли сына, вместо музыкального, в художественное училище? Впрочем, директор училища спас для нас великого баритона.

— Что интересно: его фигурки лошадей никогда не оставались статичными, но будто пребывали в движении, — рассказывал папа Дмитрия, Александр Степанович, — я так этому удивлялся... В общем, прихожу к директору, показываю. А мне в ответ: «Скажите, а он еще чем-то у вас занимается?» — «Да, — говорю, — играет на пианино». — «Вот и пусть себе играет!».

Помню, как та встреча закончилась словами Дмитрия — «мне еще нужно лет 20 работать, жить своей цыганской жизнью, чтобы содержать семью и обеспечить себе спокойную старость, успокаиваться пока рано». Никаких двадцати лет, конечно, не прошло.


Смотрите видео по теме: «"Я должен был вернуться": последнее выступление Дмитрия Хворостовского»
01:22

***

— Не знаю, не приведи Господь, как бы я поступил в этой ситуации — если бы у меня обнаружили рак, — задается вопросом известный дирижер Александр Сладковский (к нему, к его Госоркестру Республики Татарстан Дмитрий не раз приезжал в Казань), — смог бы я выдержать этот натиск? А при такой популярности и любви народной как у Хворостовского, это еще сложнее на порядок, чем когда ты просто хороший человек. То, что Дима — сильный, было ясно еще и в первой его жизни. Но то, что он продемонстрировал во второй жизни, уже в состоянии болезни, — это очень важный урок нам всем.

— К вам он приезжал уже после обнаружения опухоли?

— Нет, в том-то и дело — до. Был не просто здоровым, а очень здоровым. Он дышал радостью, излучал ее. Гедонист, очень любил жизнь. Посмеяться любил, но далеко не на каждую шутку реагировал. Он мог сказать, выслушав «лучший анекдот сезона»: «Что за чушь вообще?». Менялся в лице, у него портилось настроение. Очень избирательный ум. Сам шутил красиво. Великий артист. И никакой никогда позы: если чем-то недоволен, открыто об этом говорил. Сразу. Либо в жесткой форме, либо в... очень жесткой.

— Неужели?

— Он был очень жестким профессионально. Могу это точно сказать. Но в этом и его правда. Наблюдал в нескольких ситуациях его реакции. И я понимаю его энергетику — мы почти в один день родились, оба — весы по гороскопу. Если что-то не так на репетиции — так посмотрит на тебя (хотя это не меня касалось), что дальше можно уже ничего не говорить. При этом — очаровательный человек, партнер, музыкант, и девушки все, конечно, падали, мечтали, чтоб он обратил на них внимание. Не попасть в сети его обаяния было просто невозможно. И спортом занимался — плавал, в качалку ходил: в райдере, когда он приезжал, обязательно стояло условие, чтобы в отеле был бассейн и качалка... следил за здоровьем. Хотел быть сильным. И после открывшейся опухоли стал еще сильнее, чем он казался прежде.

...Конечно, раньше, в начале 2000-х академисты разбирали Дмитрия «по косточкам», не прощали ему и Анне Нетребко всемирной известности, что только ни писали в его адрес — и то, что «во рту у него не слова, а кирпичи, поэтому проблемы с тембром и эстетикой», «сейчас лопнет от натуги», и то, что в одном концерте — якобы — «пел под фанеру», и про «сценический нарциссизм», — в общем, спуска не давали. Тяжело быть первым парнем на деревне: удобная мишень для критики. Но тем и ценнее наследие Хворостовского — он искал себя, искал в разных жанрах — и с Игорем Крутым, и в народничестве, не теряя планки...

— Я помню его программы с народными оркестрами, — говорит баянист Айдар Гайнуллин, — так вот он одним своим присутствием, своим престижем, этим совместным многоголосием поднимал уровень народнического жанра, уровень звучания народных инструментов — баяна, домры, балалайки... Дмитрий шел к народу, и шел разными путями, не только через строгий академический жанр. Это дорогого стоит: потому что народная песня в его исполнении была ближе людям, чем опера, но, в то же время — на очень высоком художественном уровне.

***

...Поэтесса Лилия Виноградова, автор текстов для совместного проекта Крутого и Хворостовского «Дежавю», была с Дмитрием в лондонской клинике до последнего. По сути, он умирал у нее на глазах.

— Я потеряла очень близкого человека, — говорит Лилия, — мы знакомы с 2006 года. С первого рукопожатия в Риге мне сразу стало понятно, что он мне очень родной. И эта связь никогда не прекращалась. Не прекращается и сейчас, когда его уже не стало. Пронесу это до конца. Феноменального дарования артист и борец. Царь и бог, всё ему подвластно было. Нет таких высот, каких он не мог бы взять, и взять блистательно. Не то что там «натужно, через силу», а как бы легко. Хотя одному богу известно, сколь ему было нелегко, это же адов труд. Но всё это во благо искусства: ничего важнее, чем искусство у него в жизни никогда не было. Ни-че-го. При всей любви к близким, к семье, всё равно во главе угла для него стояла музыка. Творчество. Нету больше в России такого артиста как Дима. Пусть в меня плюют, говорят, что есть другие прекрасные, — нет, он один такой. Не только для России. Для планеты. Неплохо бы, чтобы все как-то взяли и погордились бы им.

— Есть такое ощущение, что он как в сказках великан — встал, пробудился в лесу? Он весь из почвы...

— Абсолютно. Дима — это явление природы. Мощнейшее. Как солнце, радуга, тучи, гроза. Очень естественный. Что его отличает от многих-многих-многих... Это анти-пафос, анти-надувание-щек, анти-бравирование, анти-самолюбование. Какой есть, такой и есть.

— В сущности, он победил рак. Как бы сказал — не жалейте меня!

— Согласна. Об этом надо говорить! Никогда он не хотел жалости к себе. Нет, жалость как сочувствие — понятие замечательное. Но жалость слюнявую он категорически отвергал всегда. И каждый день выходил на сцену, распевался, работал, даже уже тогда, когда технически это невозможно было сделать. А он делал. Он, конечно, победил болезнь. Я до последней секунды была рядом с ним. Мучительно уходил. Но даже будучи в необратимом, тяжелейшем, мучительном состоянии, Дима всё равно вышел победителем из этой схватки.

— Вы до сих пор в Лондоне?

— Конечно. Я его родителей заберу и прилечу с ними в Москву. Самое страшное — это родители, чего уж тут говорить. Ничего страшнее в жизни не видела, когда они вчера прилетели... с папой они безумно похожи. И папа поет, кстати, прекрасно. И такой удар.

— Дима уходил в сознании?

— Разумеется, он был под седативными препаратами, чтобы облегчить страдания. Но он всё слышал. Не говорил, но периодически открывал глаза: кивал — значит ДА, мотал головой — НЕТ. Всех видел, всё понимал. Мы с ним, если так можно выразиться, разговаривали беспрестанно. Фло (Флоранс, жена) мне позвонила в субботу, сказала — прилетай... в воскресенье прилетела. Он уже лежал в клинике. Там же и умер в 3.35 по лондонскому времени. Лондон очень любил. Это был его дом в широком значении. Но он там и жил много лет — там и семья, и дети. Также любил и Нью-Йорк, обожал Метрополитен-опера. И, конечно, там тоже пройдет какая-то акция памяти...

— Где его похоронят?

— В Москве. Мы сейчас занимаемся организацией прощания, выбирается место. Его скоро привезут, дату точную назову чуть позже...

— Это была его воля? Не в Лондоне?

— Конечно. Два родных города — Москва и Красноярск. Дима — русский человек, он гражданин России. Завещал провести прощание и похоронить себя только в Москве. Так и сделаем. Дима... навсегда это запомню — он уже не говорил, не мог говорить, но всё равно пытался петь. В этом — вся его жизнь. Думаю, что для себя он понял, что его земной путь будет закончен ровно тогда, когда он не сможет петь. Так и получилось.


Смотрите фоторепортаж по теме: Драматический баритон: жизнь и смерть певца Дмитрия Хворостовского
"После открывшейся опухоли стал еще сильнее": неизвестный Дмитрий Хворостовский
17 фото




Игорь Крутой: «Хворостовский практически на год пережил отведенное врачами ...

im
Один из тех, с кем был близок — не только творчески, но чисто по человечески — Дмитрий

Дмитрий Бертман: "Только на кладбище можно сконцентрироваться в полной мер ...

im
Чайковский в 50 лет написал «Пиковую даму», Верди — «Силу судьбы», Пуччини — свой «Триптих», Моцарт

Алексей Немов рассказал о большой потере в жизни

im
Утро Всероссийского дня гимнастики 28 октября Алексей Немов начнет, встречаясь с юными гимнастами

На прощании с Дмитрием Марьяновым желающих выступить оказалось мало

im
В среду в Доме кино прошло прощание с актером Дмитрием Марьяновым

«Дима Марьянов нашел женщину четкую, понимающую, поющую»

im
15 октября не стало 47-летнего актера Дмитрия Марьянова

Гражданская жена Дмитрия Марьянова: пропадал в спортзале, работал как вол

im
Близкие и друзья Дмитрия Марьянова не могут поверить, что всеобщего любимчика, балагура и

СМИ сообщили о смерти оперного певеца Дмитрия Хворостовского

im
Звезда мировой оперной сцены Дмитрий Хворостовский скончался в своей лондонской квартире за неделю

Бертман: «Соткилава был готов на любой кипеж — даже на рок-музыку!»

im
К Зурабу Соткилава не применимы эпитеты просто «легенды Большого театра» или какой иной оперной

Дима Билан: "Из-за болезни я погрузился в себя"

im
«Давай, терзай меня… Сейчас опять скажу какую-нибудь глупость, сам себе подкопаю» — Дима Билан, с

Денис Мацуев: «Ушел большой талант из великого рода Коганов»

im
После тяжелой болезни (о которой из людей цеха мало кто знал) ушел из жизни Дмитрий Коган

Откровения Стаса Пьехи: «Эдита фактически спасла мне жизнь»

im
Алла Пугачева однажды страшно обидела Эдиту Пьеху

На "Славянском базаре" на Стаса Михайлова снизошло просветление

im
Воскресный день на «Славянском базаре» был отдан на откуп Стасу Михайлову, которого сложно сегодня

Популярные новости

Погода в Москве, Киеве, Минске

Подписка на новости

Введите Ваш E-mail :

Анекдот

im

Атлеты из Забайкальского края посоревнуются в силе рук

Соревнования «Железная рука Забайкалья» пройдут в Чите 17 декабря, сообщает Министерство физкультуры и спорта Забайкальского края
Общественный мир >>Все статьи
im

В степях Казахстана встретили вернувшуюся с МКС вахту

На Землю вернулась космическая вахта, отработавшая на МКС 139 суток. В казахстанской степи в 147 километрах от города Жезказган приземлился аппарат «Союз МС-05» с экипажем экспедиции МКС-52/53.
im

16 декабря в Чувашии пройдет завершающий День здоровья и спорта

[img]http://cheb.mk.ru/counter.yadro.ru/logo;mk?17.3[/img]16 декабря в Чувашии пройдет завершающий День здоровья и спорта
2017 © Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на сайт.

Баннер