Дата и время ribbon
» » Команда из Швейцарии показала москвичам историю восьми разных смертей
22-10-2017 19:12 Информационное агентство «RUSNEWSINFO»/КУЛЬТУРА/ Команда из Швейцарии показала москвичам историю восьми разных смертей

Команда из Швейцарии показала москвичам историю восьми разных смертей

В столице открылся фестиваль «Территория»


На фестивале «Территория» рассказали историю восьми смертей без участия людей. «Наследие. Комнаты без людей» — так называется сценическая инсталляция известного швейцарского режиссера Штефана Кэги и его компании «Римини Протокол», которая в рамках фестиваля была представлена на Винзаводе. С подробностями — обозреватель «МК».

Команда из Швейцарии показала москвичам историю восьми разных смертей

В цехе Белого зрителей разделяют на маленькие партии и запускают в небольшое овальное пространство с восемью дверями. Инструктаж короткий и четкий: красные цифры над дверью — не входить, белые — добро пожаловать. Куда? В чужую жизнь и... смерть. Но это понимаешь не сразу. Восемь документальных историй ухода из жизни людей — представлены настолько тонко и чувствительно, будто ты попал не в документальный театр с его обыденной и скучной прямолинейностью. Нет, у Штефана Кэги, который исследовал жизнь дальнобойщиков, строителей, проституток и разные явления действительности, совсем другой подход к жизненному материалу, он иначе обращается с ним, умело погружая зрителя в проблему, а не загружая его до отупения. Он незаметно, только ведомым ему способом выстраивает с ним диалог, после которого надолго остаешься один на один с собой в монологе.

Итак, тема, скрытая за восемью дверьми, для каждого неизбежна — смерть и что происходит после нее. Вопрос — когда и как это произойдет, только думать об этом как-то совсем не хочется — одним страшно, другим неприятно, ну или совсем не ко времени: возбужденные гости уже на пороге дома, где, скажем, готовится свадьба или крестины. Тут уж, извините, не до смерти.

Но в комнатах Кэги не страшно, независимо от того, в какую из них первую вы войдете. Я и еще пять человек входим в маленькую, похожую на тесный кинозальчик. «Спасибо, что пришли. Садитесь», — звучит женский голос за кадром. Голос старый, потрескавшийся, как кора векового дерева, но выдает характер: видимо, легкой была, открытой и умной его обладательница. Разъезжается красный занавес — за ним другой, белый, а рядом, на белом табурете, — белый свитер из мягкой ажурной шерсти — больше ничего. Тихо звучит симпатичная музыка, далекий, похожий на детский голосок что-то там напевает, а старческий голос, наехавший на звонкий детский, рассказывает о мечте стать певицей и выступать. Написала песенку, та быстро стала популярна, но артисткой не стала — работала всю жизнь секретаршей. Вышла замуж, родила сына, развелась с мужем. А потом болезнь, неизлечимая, которая мучила так, что Надин (так написано на двери) решила развестись со своим телом, как когда-то развелась с мужем.

Поскольку во Франции эвтаназия запрещена, она отправилась за ней в Швейцарию, в клинику, где добровольный выбор смерти человеку позволен. Хотя бы за деньги. Вот эта история записана там, в последние дни или часы... Рассказанная спокойно, достойно, где ни одной тревожной нотки, всхлипа с намеком на истерику. В финале короткого монолога в полную силу звучит та самая песенка, что Надин, которую мы так и не увидели, написала в 12 лет, мечтая стать артисткой.

Авторы сценической инсталляции «Наследие. Комнаты без людей» решили помочь живым понять, каково это — умирать. Целых два года постановочная группа колесила по Швейцарии (стране с потрясающей продолжительностью жизни и массой узаконенных способов ухода из нее), общаясь с врачами и сотрудниками похоронных бюро, юристами и неврологами, сотрудниками домов престарелых и священниками. Одинокая пенсионерка и отчаянный джампер, экс-посол в Африке и художник-комиксист, буржуазная семейная пара и серьезный ученый — никто из них не выходит «на сцену», но все рассказывают свои истории посредством видео, фото, личных вещей и т.д.

Вот в комнате, что напротив комнаты Надин, надо снять обувь и сесть на коврик, на котором по центру миска с лукумом. А на экране — живой человек, по национальности турок, много лет проживший в Цюрихе. Хотя с экрана он и жалуется — мол, я старый, у меня больные колени, — но выглядит весьма бодро. Мы совершаем с ним путешествие — от конторы на кладбище, где он в фирме у молодого человека (тоже турка) выбирает для себя гроб. Выбор и покупку, которые совершает с чувством, с толком, расстановкой, он комментирует весело, будто вовсе и не гроб покупает, а кровать. И с этой покупкой отправляется в аэропорт, по дороге рассказывает о себе («давно здесь живу, а по-немецки так и не научился хорошо говорить»), но похоронен должен быть только на родине. Оплаченный и упакованный гроб соответствующая служба принимает в аэропорту, и он будет там храниться, дожидаясь только тела. «А вы возьмите лукум, пожалуйста, правда, здесь он не такой нежный, как на моей родине — в Турции».

Третья дверь, четвертая, пятая... За ними разные люди, в основном невидимые, кроме двух, что на экране — турка и мужчины 44, кажется, лет, которому поставили смертельный диагноз и ему осталось три месяца жизни. На экране он ловит рыбу и обращается к дочери. Все остальные — отсутствуют, даже джампер, который каждый раз, прыгая с парашютом, знает, что может разбиться. На экране только его ноги, шорох скручиваемой ткани парашюта и затяжной прыжок с совершенно лысой горы, который фиксирует камера, установленная у него на голове. Семь монологов и один диалог за дверями. Диалог ведет семейная пара (по голосам очень симпатичные старички) в аккуратном офисе, где он всю жизнь давал советы по развитию бизнеса, а она ему помогала. Еще жизнь и еще смерть... Восемь дверей с девятью жизнями, от которых остались лишь голоса, пожелтевшие фотографии, надписи на стене, милые материальные свидетели их бытия вроде засушенных кузнечиков или коробок с документами благотворительного фонда. Жизнь — смерть — бесконечность. Memento mori!




Режиссер фильма «ВМаяковский» Александр Шейн: «Я умер с фильмом»

im
Фестиваль «Территория» открылся премьерой даже не фильма, а междисциплинарного проекта, как

Территория начинается с Серебренникова: Миронов открыл фестиваль письмом ре ...

im
На пресс-конференции, посвященной открытию 12-го Международного фестиваля современного искусства

В Петербурге Эдита Пьеха представила свою книгу

im
В Петербурге Эдита Пьеха представила свою книгу «От чистого сердца»

Смерть за $333: организатор кантри-фестиваля о причинах стрельбы в Лас-Вега ...

im
Погибли более 50 человек, более 400 ранены в результате стрельбы, открытой 64-летним Стивеном

Часовые любви: жизнь и смерть фигуристки Людмилы Белоусовой

im
"МК" вспоминает встречу с легендарной спортсменкой

"Скрывала возраст от близких": жизнь и смерть экс-солистки «Банд'Эрос» Р ...

im
В четверг стало известно о смерти бывшей участнице группы «Банд'Эрос» Рады Змихновской

Вандал, выкопавший гроб с умершей девушкой, разместил в соцсети фотоотчет

im
По некоторым данным, на странный поступок пошел молодой человек, который никак не мог смириться со

Тайну ухода Кати Голубевой разгадать не удалось

im
Картину «Я — Катя Голубева» режиссер из Литвы Наталия Ю назвала документальной фантасмагорией

Живая Гурченко: рок-певица Босая сыграет звезду советского кинематографа

im
Вот и театр после сериала занялся Людмилой Гурченко

Сергей Безруков вывел на сцену людей в черном

im
Режиссером спектакля «Высоцкий

На Чеховском фестивале прошли гастроли всемирно известного хореографа Акрам ...

im
Питер Брук, Робер Лепаж, Джеймс Тьере, Иво Ван Хове… Чеховфест продолжает удивлять именами и

«Крик» Мунка в ожидании красоты

im
Летний сезон Фестиваля губернских театров начался с осени

В «Современнике» дают уроки счастья

im
Что такое счастье — миф или реальность? И насколько это понятие относительно? Это просто жуть или

Популярные новости

Погода в Москве, Киеве, Минске

Подписка на новости

Введите Ваш E-mail :


Будь всегда в курсе последних событий - следите за новостями черех ВК, FB, Twitter


Анекдот

im

КХЛ: лидера «Востока» наказали жестоко

Вчера в очередном туре регулярного чемпионата КХЛ 2017/2018 казанский «Ак барс» встречался в Москве с ЦСКА
Общественный мир >>Все статьи
im

Состоялся заключительный сезонный осенний забег «Алматы-Марафон»

На этот раз все было иначе: за временем не просто следили, а за него боролись, его пытались наверстать и улучшить — состоялся долгожданный, заключительный сезонный осенний забег Алматы Марафона
im

Неспортивное поведение: в Верхней Пышме уничтожают советскую школу подготовки хоккеистов и увольняют лучших наставников

В Верхней Пышме активно развиваются баскетбол, настольный теннис, фигурное катание, футбол, хоккей, самбо и другие виды спорта
im

Давай, ныряй!

Не смотря на то, что во Владимире нет ни моря, ни океана, в нашем городе есть люди бесконечно увлеченные дайвингом
2017 © Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на сайт.

Баннер