Дата и время ribbon
17-10-2017 19:40 Информационное агентство «RUSNEWSINFO»/КУЛЬТУРА/ Еще раз о «глупых традициях»

Еще раз о «глупых традициях»

Зачем ломать стулья?


Всегда внимательно читаю статьи Ильи Бараникаса, талантливого и яркого журналиста. С чем-то, понятно, соглашаюсь, с чем-то нет. Никогда прежде у меня не возникало желания вступить с ним в публичную переписку. Но после его публицистического высказывания по поводу того, что не всякое историческое наследие заслуживает сохранения («Отречемся от глупых традиций: что нам пора выбросить на помойку», «МК», 13 октября 2017 г.) решил не сдерживать свой полемический пыл. Хотя бы потому, что И.Бараникас, рассматривая темы в высшей степени сложные, делает слишком упрощенные выводы. И в данном случае простота хуже воровства. Тем более когда речь идет о национальном вопросе, о который сломало зубы не одно поколение ученых и практических политиков как в России, так и за ее пределами. И который мучает человечество по сей день.

Еще раз о «глупых традициях»

Как всякий советский еврей, чувствующий себя совершенно русским, я был уверен, что знаменитый «пятый пункт» анкет в СССР был нужен только для того, чтобы выявить представителей нашей неблагонадежной национальности. Наверное, так же думали дети всех репрессированных народов — вайнахи, карачаевцы, балкарцы, калмыки… Но далеко не все, кто жил в нашей стране в послереволюционное время, хотели быть лишенными национальности абстрактными «советскими гражданами». Грузины хотели быть грузинами, абхазы — абхазами, эстонцы — эстонцами, узбеки — узбеками, а таджики — таджиками. Они не хотели растворяться в этническом котле с другими народами, с которыми исторически было немало конфликтов и противоречий, национальных и конфессиональных.

И дело тут не только и не столько в национально-территориальном делении советского государства. Несмотря на марксистско-ленинское учение, национальное единство не хотело уступать социальному. Для того чтобы реализовать идеи пролетарского интернационализма на практике, нужны были рабочие разных национальностей. Буржуазные принципы равенства — все люди равны перед законом и обладают равными правами, — которые были взяты на вооружение большевиками, разбивались о биологическое несходство и национальные различия. Если бы в Финляндии, которую упоминает И.Бараникас, никто не обращал бы внимания на различия между финнами и шведами, число которых составляет около семи процентов граждан этой страны, то там не было бы вывесок на двух языках, не выходили бы шведские газеты, не было шведского театра, наконец, детей не обучали бы шведскому языку в школах. И тема эта не отслеживалась бы в соседней Швеции. Когда вы приезжаете в Страсбург, то и тут — на территории Франции, где французский язык залог единства нации, единственный государственный язык, — вы видите двуязычные вывески, а в школах изучают эльзасский диалект.

Чем более властно влияла на социально-экономическое развитие нашей планеты глобализация, тем сильнее обострялся национальный вопрос — в качестве примера можно привести Бельгию, а можно и Македонию. В период радикальных исторических поворотов принадлежность к тому или иному этносу кажется спасительной — она понятнее, чем любые идеологические или квазигосударственные конструкции. Это было очевидно после распада СССР или Югославии.

Культура, язык, нравы и обычаи, а в каких-то случаях и конфессиональная принадлежность оказываются спасательным кругом в бурном океане радикально меняющегося бытия, к которому никто не успел по-настоящему приготовиться. «Голос крови» — что может быть проще для выживания? Все постсоветские страны, кроме многонациональной России, по существу, стали строить мононациональные государства. Даже в ущерб собственным интересам. Много раз повторял, что наличие двух основных этносов на Украине — украинского и русского — это ее богатство, а не проблема, которая мешает становлению новой государственности. И это лишь один наиболее очевидный пример.

Для России сохранение русского языка за пределами государственных границ — вопрос не столько политики, сколько существования в истории. И никакого «фантомного бреда» в идее «русского мира» нет. Так же, как и нет «фантомного бреда» в политике франкофонии. Вряд ли французы считают «соотечественниками» жителей Республики Конго, но, безусловно, немало способствуют тому, чтобы кроме языков китуба (конго) и лингала в стране бытовал французский. Резкий уход от русского языка для многих постсоветских государств попросту невыгоден. И потому, что Россия по-прежнему является огромным рынком, требующим привлечения трудовых ресурсов. И потому, что на национальных языках нет переводов многих необходимых книг, представляющих не только мировую художественную литературу, но и важнейшие научные и образовательные труды.

Когда И.Бараникас пишет о российском повальном пьянстве или непрерывном мордобое, не говоря уже о домашнем насилии, то мне кажется, что он по-прежнему находится под впечатлением от толстовской «Власти тьмы» или прозы А.П.Чехова. Разумеется, все еще кто-то пьет, кто-то дерется и пытается утешить свое мужское самолюбие с помощью рукоприкладства — но уверен, за последние десятилетия все эти тенденции явно пошли на убыль. Приходится слишком много работать, чтобы поддерживать достойный уровень жизни. А кроме того, появилось множество новых предложений, сформировавших стиль жизни.

Коррупция мне не нравится так же, как И.Бараникасу, хотя она существует не только в России, и избавиться от нее трудно как в Италии, так и в Корее. Но насчет «бестактного гостеприимства» готов поспорить. Гостеприимство — оно и есть гостеприимство. Разумеется, я читал басню И.Крылова, но можно ведь не ходить в гости к тому, с кем не хочешь разделить застолье. Что, собственно, и решил сделать деликатный Фока, замученный хлебосольством Демьяна. И какой бы вывод сделал И.Бараникас, если бы стали считать кусочки сахара, которыми он решил бы подсластить кофе? Или он избегает «сладкой смерти»?

Застолье — украшение дружбы. К тому же оно способно расширить дружеский круг.

В России есть еще одна важная традиция. Здесь привыкли верить печатному слову. Поэтому к нему стоит относиться серьезнее.




Зачем власть заимствует идеи у оппозиции

im
«Они ничего не предлагают — только критикуют»

Станислав Шушкевич: Изменения в Беларуси неизбежны

im
В начале 1990-х стартовые условия Беларуси были лучшими за условия Польши, Литвы и некоторых

Макс Покровский: «Страна безнадежно разворована»

im
«Ты судак, обыкновенный судак» — поет артист в свежем сингле

Композитор Антон Батагов: "Апокалипсис все равно до тебя доберется"

im
Премьера новых музыкальных классических форм — нечастое явление, тем более, если эти формы говорят

Экс-глава Литвы: На учениях собрана сила, Россия может повести себя как сум ...

im
Активная фаза белорусско-российских учений "Запад-2017" началась в Беларуси 14 сентября. По

Как карельский язык стал заложником политики. Часть третья

im
Обвиненные в извращении карельского языка ученые были выпущены из подвалов НКВД - случай редчайший

Как карельский язык стал заложником политики. Часть вторая

im
Мы уже рассказали, что в СССР существовал и Карельский национальный округ (КНО) с центром в городе

Как карельский язык стал заложником политики. Часть первая

im
В 80–90-х годах в газете «Комсомолец», где я начитал работать, велась рубрика «Быть ли в Карелии

Украина и Беларусь - дружба или прагматический расчет?

im
Эксперты рассказали, чем важна для нашей страны дружба с Беларусью, и почему в добрососедских

Какая диаспора нужна властям

im
А можно я не буду аплодировать после выступления на седьмом съезде МОО «ЗБС «Бацькаўшчына»

В России ломают голову, как принудить Беларусь к "вечной дружбе"

im
Визит Александра Лукашенко в Украину и сделанные в Киеве заявления не остались незамеченными в

На "Славянском базаре" на Стаса Михайлова снизошло просветление

im
Воскресный день на «Славянском базаре» был отдан на откуп Стасу Михайлову, которого сложно сегодня

Популярные новости

Новости России, новости Украины и Белоруссии - новостной портал

Новости России, новости Украины, новости Белоруссии - новостной портал

добавить на Яндекс

Погода в Москве, Киеве, Минске

Подписка на новости

Введите Ваш E-mail :



Анекдот

im

"Краснодар" - "Спартак": онлайн - трансляция главного матча 17 тура РФПЛ

Встреча начнется в 16:30 по московскому времени
Общественный мир >>Все статьи
im

Состоялся заключительный сезонный осенний забег «Алматы-Марафон»

На этот раз все было иначе: за временем не просто следили, а за него боролись, его пытались наверстать и улучшить — состоялся долгожданный, заключительный сезонный осенний забег Алматы Марафона
im

Неспортивное поведение: в Верхней Пышме уничтожают советскую школу подготовки хоккеистов и увольняют лучших наставников

В Верхней Пышме активно развиваются баскетбол, настольный теннис, фигурное катание, футбол, хоккей, самбо и другие виды спорта
im

Давай, ныряй!

Не смотря на то, что во Владимире нет ни моря, ни океана, в нашем городе есть люди бесконечно увлеченные дайвингом
2017 © Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на сайт.

Баннер