Дата и время ribbon
» » Эдмунд Шклярский: «Не понимаю бессилия, которое выдается за искусство»
12-10-2017 17:35 Информационное агентство «RUSNEWSINFO»/КУЛЬТУРА/ Эдмунд Шклярский: «Не понимаю бессилия, которое выдается за искусство»

Эдмунд Шклярский: «Не понимаю бессилия, которое выдается за искусство»

Лидер «Пикника» — о герое, воображаемом мире и словах, становящихся песнями


Вышедший в день рождения Эдмунда Шклярского альбом «Искры и канкан» оправдывает яркое название изящными композициями, образностью, музыкальной выразительностью. «Пикник» — одна из самых узнаваемых российских рок-групп, но, оставаясь верной себе, она обогащает свое творчество новыми любопытными песнями, раскрашивает его свежими красками, дополняет деталями. Все созданное за десятилетия группой похоже на причудливый дворец, выстроенный талантливым архитектором-чудаком, и здание его продолжает разрастаться. В интервью «ЗД» Шклярский рассказал о том, почему он не любит фантастику, может ли искусство быть «бытовым», как живопись влияет на музыку и как сформировался его интерес к мрачной, мистической эстетике.

Эдмунд Шклярский: «Не понимаю бессилия, которое выдается за искусство»

- Эдмунд, в последний раз мы общались с вами четыре года назад, когда вы еще презентовали публике свою программу «Азбука Морзе». С тех пор произошло много интересного. На повестке дня — свежий альбом «Искры и канкан». В чем лично для вас его главное высказывание?

- Знаете, я не рассматриваю альбом как высказывание, как какой-то посыл, исходящий от личности. Для меня это скорее нечто другое. Так или иначе это самовыражение, которое, к счастью, находит отклик у других людей и не замыкается только, скажем, в узком круге, а открывает достаточно широкие горизонты. А делать никаких призывов мне никогда не хотелось. Так или иначе композиции «Пикника» — это воображаемый мир, в который я погружаю героя той или иной песни.

- Этот воображаемый мир как-то связан с реальностью, с вашей жизнью? Или вы полностью абстрагируетесь от происходящего?

- Начнем с того, что я на самом деле не люблю фантастику, поэтому, наверное, тот мир, который создаю, ближе к реальному, но так или иначе он вымышленный. Какие-то его элементы нарочито усилены, гипертрофированы для создания объема, выпуклости. У меня никогда не было песен про то, как человек, например, пошел в магазин, купил кусок колбасы и съел ее, — я утрирую, конечно. Мне интересны глубокие переживания. Один из наших героев, к примеру, — человек, который встречается на своем пути с теми или иными обстоятельствами. Он исследует мир «на ощупь», путем собственных уроков и ошибок.

- У вас всегда очень яркие художественные образы. И та воображаемая реальность, о которой вы говорите, проступает очень четко, видна в красках. Параллельно сегодня многие артисты поют о каких-то более приземленных вещах, обытовляют музыку. Как вам кажется, например, песни о том, что мы видим за окном, могут претендовать на роль искусства или это все-таки уже нечто другое?

- Смотря как эти вещи поданы. Мы как-то раз были в одном из музеев Вены. На первом этаже там было представлено несколько картин Рене Магритта, а в конце зала на стенах в качестве объектов искусства были приклеены зубные щетки и еще что-то подобное. Достаточно тоскливое зрелище. Даже не только потому, что каждый может прилепить на стену зубную щетку и назвать это произведением искусства, а из-за того, что, как мне кажется, искусство не может рождаться без труда — не обязательно физического, но порой внутреннего. Халява или бессилие, преподнесенное как искусство, — это не тот путь, по которому должен идти художник.

- Говоря о пути художника: у вас бывают моменты, когда вы чувствуете необходимость взять тайм-аут, или процесс непрерывен?

- У меня же нет такого понятия, как «рабочий день». Когда что-то рождается, это часто происходит неожиданно, ты даже не замечаешь, как это происходит. Допустим, если говорить про текстовую составляющую, иногда ты можешь услышать какую-то фразу — в диалоге людей на улице или в каком-то фильме, — и она запоминается тебе. Я записываю ее, и уже потом она начинает обрастать другими словами, мелодиями, смыслами, мыслями… Как правило, песня всегда рождается либо от одного слова, либо от словосочетания.

- А как вы осмысливаете каждый последующий альбом? Являются ли пластинки некими рубежами для вас?

- Я их рассматриваю исключительно с той точки зрения, насколько они потом оказывают влияние на нашу жизнь. Какая-то песня может нравиться мне, но не быть близка слушателям, и в этом случае если я буду идти у себя на поводу, то просто буду вариться в собственном соку. Важнее, мне кажется, когда песня находит какой-то отклик. В основном на концертах мы играем композиции, в которых мы легко существуем. При этом есть опусы, которые просят сыграть слушатели, они записаны на альбомах, но не имеют органичного сценического воплощения, разваливаются, когда начинаешь их играть…

- Почему так происходит?

- Собственно говоря, когда музыка сочиняется, записывается, создается совершенно другая атмосфера. Для работы на студии нам не нужно шить костюмы и выстраивать декорации. Многие эксклюзивные инструменты, которые звучат у нас, мы используем исключительно во время концертов. Они нужны нам не только для звукоизвлечения, но и как часть сценического воплощения. И для нас очень важны концерты.

Эдмунд Шклярский: «Не понимаю бессилия, которое выдается за искусство»

- С момента выхода предыдущего альбома — «Чужестранец» — прошло три года. Что за это время изменилось в группе, а что осталось прежним?

- Один из положительных моментов как раз в том, что ничего по сути не изменилось. Все живы и здоровы, мы продолжаем выступать в том же составе. Если все-таки говорить о неких переменах, мы активно используем для подготовки новой концертной программы и новые технологии. Мы всегда старались делать свои шоу на высоком уровне, а сейчас они становятся еще более технологичными. Мы используем новые декорации, те вещи, которых раньше у нас просто не было. Все это касается внешнего оформления, внутри все остается неизменным.

- Расскажите про сборник «35», который был выпущен к юбилею «Пикника».

- Я достаточно прохладно отношусь к сборникам и сам не очень люблю их слушать. Я люблю альбомы, считаю, что каждая песня в них должна быть на своем месте, и слушаю их от начала до конца. Сборник — это все-таки компиляция, там нет такой драматургии, даже если это собрание лучших песен.

- Как прошел юбилейный тур?

- Мы сначала долго мучились с названием. 35 — не очень понятная цифра, и мы так ее и не обыграли. От юбилейного тура мы переходим к более концептуальному туру, который посвящен выходу пластинки. Если еще говорить о юбилейном турне, в нем мы играли, например, песню «Иероглиф», которая нечасто звучит на наших концертах. Такие композиции мы исполняем по круглым датам.

- Как вы сами относитесь к этим круглым датам? Подводите ли итоги?

- Круглые даты больше любят организаторы концертов. Помню, с легкой руки организаторов наших выступлений во Владивостоке мы два года подряд давали там юбилейные концерты по поводу 25-летия команды…

- Есть ли осознание того, что с начала пути прошло несколько десятков лет? Или эти годы пролетели на одном дыхании?

- Мы недавно были на концерте Стинга, а скоро едем на Rolling Stones. Можно позавидовать этим героям, хотя они очень много лет на сцене. Мне кажется, все зависит от внутреннего состояния и содержания, от того, насколько человек хочет продолжать выступать, не обленился ли он. Мы не относимся к тем артистам, которым невыносимо заниматься музыкой. (Смеется.) Помню, еще в молодости, когда мы начинали играть, то хотели поскорее бросить все свои основные работы, чтобы всецело посвятить себя музыке, путешествовать с концертами. Переезды, гастроли всегда были неотъемлемой частью нашей жизни. Моряк отправляется в плавание не потому, что не любит землю, а потому, что его все время влекут какие-то перемены. И смена декораций, образа жизни держит его в определенном тонусе. Так же и в нашем случае.

- Продолжая тему перемен: какие точки пути в истории «Пикника» стали поворотными?

- Такие моменты, конечно, были, но осознать их значимость можно только постфактум. Когда происходят какие-то события, ты изначально не можешь спрогнозировать, какое влияние они окажут, насколько будут важными. Когда мы записывали свой первый альбом «Дым», мы не думали о том, зачем мы это делаем, к чему это приведет… Волей случая пластинка разошлась по стране, и благодаря ей о группе узнали. Потом знаковым событием стал выход первой долгожданной виниловой пластинки «Иероглиф». Потом было долгое затишье: в течение 10 лет многое в музыкальном мире ломалось, концертные агентства прекращали свое существование… Может быть, кто-то и вспоминает 1990-е с ностальгией, но для нас это были самые тоскливые времена, и только в 2000-х годах открылось второе дыхание, и мы продолжили гастролировать столько, сколько мы хотим.

- В прошлом году у вас вышел клип на одну из самых известных песен «Пикника» — «Мы как трепетные птицы». Он стал видеосаундтреком к фильму «Птица». Как сложилась эта история?

- На одной из фотосессий нашего друга-фотографа мы случайно встретились с Иваном Охлобыстиным, который сыграл в этом фильме, и его режиссером Ксенией Баскаковой. Ей очень понравилась эта песня, и она подошла для картины. Насколько органичным получилось видеовоплощение, судить не нам: в том, что касается создания клипов, мы всегда всецело отдаем себя в руки режиссера с его видением. У каждого своя сфера деятельности.

- Помимо музыки вы занимаетесь и другими видами искусства — живописью, литературой… Так или иначе, в том, что вы создаете, есть некое единое дыхание. Как формировался интерес к мистической, мрачной тематике?

- Я могу назвать не так много вещей, которые повлияли на то, каким является творчество «Пикника». Это была в первую очередь, как ни странно, сюрреалистическая живопись. Потом, конечно, музыка The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Джимми Хендрикса и других культовых персонажей. Но все-таки текстовое содержание рождалось от впечатлений, которые вызывали у меня именно картины. Кроме того, для меня стала очень важным фильтром, сквозь который я смотрю на то, что делаю, китайская философия.

- Я знаю, что у вас были совместные творческие опыты с театром «ЧерноеНебоБелое». С какими еще современными театрами вам было бы интересно поработать?

- Этот опыт был достаточно поверхностный. Мы посмотрели, что делает труппа театра, и подумали о том, что нам может из этого пригодиться. Нам близка их эстетика. Но, с другой стороны, у нас не было серьезного взаимного проникновения, масштабного совместного проекта, скорее — соприкосновение по касательной. А так с нами постоянно работает наш артист Игорь Васильев. Он многолик, может изображать множество персонажей, и иногда зрители думают, что это несколько артистов. Так что мы продолжаем жить своей жизнью, не привлекая дополнительные силы.




Макс Покровский: «Страна безнадежно разворована»

im
«Ты судак, обыкновенный судак» — поет артист в свежем сингле

«Индюшата-2017», или как Москва превратилась в Твин Пикс

im
Финал третьего сезона сериала Дэвида Линча как будто нарочно почти совпал с финалом древнейшего в

Композитор Антон Батагов: "Апокалипсис все равно до тебя доберется"

im
Премьера новых музыкальных классических форм — нечастое явление, тем более, если эти формы говорят

Екатерина Семенова: «Я никогда не халтурю и выкладываюсь по полной»

im
Украшением праздничной программы «МК» в День города стало выступление известной певицы Екатерины

Дима Билан: "Из-за болезни я погрузился в себя"

im
«Давай, терзай меня… Сейчас опять скажу какую-нибудь глупость, сам себе подкопаю» — Дима Билан, с

Илья Лагутенко: «Мне надо научиться расставлять приоритеты»

im
Для Ильи Лагутенко этот год стал особенно знаковым: сначала он вместе со своей командой громко и

Brothers Moving: «Русские сняли нас на видео и сделали популярными»

im
Благодаря волшебной силе Интернета, собственной харизме и упорству четверо парней из Копенгагена,

Откровения Стаса Пьехи: «Эдита фактически спасла мне жизнь»

im
Алла Пугачева однажды страшно обидела Эдиту Пьеху

Лайма Вайкуле: «Мне надо пойти на курсы дурочек»

im
Четыре дня «Рандеву» с Лаймой Вайкуле в Юрмале открыли лично для меня такие качества латвийской

На "Славянском базаре" на Стаса Михайлова снизошло просветление

im
Воскресный день на «Славянском базаре» был отдан на откуп Стасу Михайлову, которого сложно сегодня

PuzzleWood: музыкальный взрыв на обломках

im
Не так давно музыканты отыграли большой сольный концерт

«Самая главная любовь» и «Слезы души» Ильи Гурова

im
Недавно певец Илья Гуров презентовал новый альбом и анонсировал новый видеоклип

Сергей Галанин: «Холод между рок-артистами растет из-за Украины»

im
Лидер «СерьГи» о музыкальных смыслах, позиции и терпении

Кобзон отправляет студентов Гнесинки поступать на юрфак

im
Застать в Москве артистку Наталию Москвину непросто

Популярные новости

Погода в Москве, Киеве, Минске

Подписка на новости

Введите Ваш E-mail :

Анекдот

im

Первый канал покажет некоторые соревнования Олимпиады-2018

Первый канал решил не отказываться от показа зимних Олимпийских игр в южнокорейском Пхенчхане, однако с некоторым поправками: россияне увидят состязания только с участием своих соотечественников.
Общественный мир >>Все статьи
im

Трасса М5 в горнозаводской зоне Челябинской области более суток перекрыта

Сильный снегопад, метель и гололедица стали причиной введения 9 декабря запрета на движение большегрузов по трассе М5 в Катав-Ивановском районе. Большегрузы растянулись вдоль трассы длинной вереницей от Аши до Миасса местами в два ряда.
im

Стал известен уровень доходов в разных регионах России

РИА "Рейтинг" обнародовал размер заработных плат в регионах России. «Антилидерами» названы Карачаево-Черкесия и Дагестан. Зарплату ниже 10 тысяч рублей получают здесь соответственно 30,5 и 35% населения. Доля «стотысячников» - около 0,5% от числа трудоспособного населения. В список беднейших
im

В Югре прошел чемпионат округа по акробатике

Конечно, в этом году чемпионат Югры по спортивной акробатике проходил совсем по-другому
2017 © Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на сайт.

Баннер