Дата и время ribbon
» » Виолончелист Фридер Бертольд: «Нельзя превращать концерт в массовое сборище!»
10-10-2017 18:35 Информационное агентство «RUSNEWSINFO»/КУЛЬТУРА/ Виолончелист Фридер Бертольд: «Нельзя превращать концерт в массовое сборище!»

Виолончелист Фридер Бертольд: «Нельзя превращать концерт в массовое сборище!»

Романтик смычка за барной стойкой


Где бы он ни появился, — будь то Италия или Германия, — и публика, и музыканты вскидывают руки: «Фридер, это же наш Фридер!», — верный знак того, что сейчас начнется священнодействие. Фридер Бертольд безо всякого фрака, но в уютном свитере, и далеко не всегда идеально выбрит и причесан, берет свою виолончель... и если бы он даже не касался смычком струн, а просто водил бы по воздуху, зал все равно бы его обожал. В нынешнем мире романтизм выброшен на помойку как ненужная опция. Фридер — один из последних романтиков, движимый сумасшедшей идеей соединить всех музыкантов в одно вселенское братство.

Виолончелист Фридер Бертольд: «Нельзя превращать концерт в массовое сборище!»

— Мне ключ, пожалуйста, от 23 номера, — очередной постоялец, принимая на ресепшн ключ или чашку кофе за барной стойкой, даже не догадывается, что этот отнюдь не лоснящийся портье, бармен и мойщик посуды — знаменитый виолончелист Фридер Бертольд, который еще вчера мог играть в лучших залах мира, а сегодня просто исполняет трудовую повинность в небольшом семейном бизнесе... Ну, может, сравнение некорректное, но вы представляете себе Ростроповича, который ходил бы между столиков, разнося вам напитки и еду? А потом бы намывал у раковины грязную посуду, сбрасывая объедки в ведро?

А Фридер — он натурален во всем. И пытается находиться с собою в гармонии. Он давно махнул рукой на «официальную музыкальную жизнь», на карьерный рост, бросил оркестр, отказался от всей наносной мишуры. И стал сам организовывать милые фестивальчики, приглашая туда своих друзей — тех, с кем ему по-человечески хорошо. И европейские меломаны к нему потянулись, приезжая на концерты Фридера часто за 300-500 км... С переводом мне помогает известный пианист Виктор Ямпольский.

«Из-за работы в оркестре у меня началась кожная болезнь»

— Фридер, вас не раздражает работа в отеле, вот так, за барной стойкой?

— Как может раздражать семья? И я рад, что мне не надо готовить для гостей... В этом смысле у меня идеальное существование — я всего лишь помогаю, убираю посуду, подаю ключи...

— А что для вас музыкантская миссия? Насколько я понимаю, ваш путь в музыке был полон сюрпризов и непредсказуемости...

— Это точно. Я не шел проторенной дорожкой, потому что вся эта привычная «карьера» не приносит, в итоге, удовлетворения. В какой-то момент понимаешь, что ожидания не оправдываются, надо самому организовывать жизнь, начинать с нуля. Люди учатся как сумасшедшие, но совершенно не представляют, что дальше с ними будет. И либо ты садишься в оркестр, либо идешь преподавать в музыкальную школу. Карьеры солиста тебе никто не гарантирует, никто тебя продвигать не будет. Раньше существовали агентства, которые заботились о своих артистах, сейчас ничего этого нет и близко. Только личный поиск.

— Я как раз об этом — с детства было понятно, что станете музыкантом?

— Ох, я решил серьезно учиться музыке только в 17-18 лет.

— В нашем понимании это безумно поздно...

— Нет, до этого уже играл камерную музыку с братом, но абсолютно без профессионального отношения. Я же не учился в музыкальной школе, брал частные уроки. Это, кстати, общепринятая практика. Зато в этом маленьком городке моего детства Ханн-Мюндене был прекрасный юношеский оркестр, и это мотивировало лучше всякой школы. Да и родители одобряли, ведь мать играла на органе в церкви, а отец давал уроки на флейте, гитаре, скрипке; созывал домашние концерты.

— А почему виолончель выбрали?

— Ну как же — садишься в автобус, тащишь ее, все смотрят: единственный виолончелист в маленьком городке!..

— А вас не призвали в армию?

— Я отказался от службы, пошел к судье со своим адвокатом, объяснил, что я пацифист. Дали отсрочку на время учебы, а позже — началось сокращение всей армии, так что не случилось. Обучался в Кельне, а также в США у знаменитого Старкера. Чтобы ты мог расти, надо менять уровень педагогов. Мне повезло, что квартетный класс у нас вёл легендарный «Амадеус-квартет» во главе со скрипачом Норбертом Брайнином: это дало мне больше, чем даже уроки по специальности. Они раз в месяц на неделю приезжали из Лондона. Понимание стиля, ощущение полета, — ведь это важно, чтобы музыкант в первую очередь был хорошим человеком. Так что «Амадеус» был лучом света в темном царстве.

— Отчего так?

— Потому что это отвратительно, когда в процесе обучения ты вынужден сравнивать себя с кем-то, или тебя сравнивают, и ты думаешь, что ты недостаточно хорош, вся эта нелепая конкуренция... отсюда — комплексы, делающие творческого человека несчастным. Как я пережил это...

— Обычно музыканты-струнники из своего инструмента делают фетиш...

— О нет, музыкант важнее, чем инструмент. Я люблю, конечно, свои виолончели: с ними всегда проблемы — что-то не так звучит, скрипит-пищит, что-то надо улучшить. Всё время возникают трения, как с людьми. Любовь через мучение.

— Почему вы не прижились в качестве оркестранта?

— Ну, после учебы я сначала проработал в оркестре немецкого Касселя, а потом два года — в оркестра итальянского Больцано. Мне вся эта служба совсем не подходила, я заболел кожной болезнью.

— Столь сильное отторжение?

— Еще какое. Я должен был уйти, потому что это стало опасным для жизни. Энергия ушла. Какое-то время после — вообще не играл. А потом постепенно начал организовывать свой собственный фестиваль и энергия мало-помалу вернулась. Всё завертелось совсем по-другому.

— И все-таки — что вас раздражало: дирижер или люди вокруг?

— Раздражало ощущение постоянной несвободы, когда ты не можешь играть так, как ты хочешь. Все время связан с соседями, с дирижером, гладят тебя против шерсти, — всё это вызывает стресс большой. Это и спровоцировало болезнь. После пяти лет организм сказал: это конец. Мог бы совсем бросить музыку.

— А доктора вы посещали в этот момент?

— Дело в том, что эти нервные проявления у меня еще в детстве были. Это, своего рода, психическое расстройство. Надо было прийти в равновесие. Но сейчас, будучи сам себе хозяин, я работаю гораздо больше, чем тогда. И у меня все нормально.

«Честнее самому организовать концерт, чем просто играть в нем»

— Радует идея вашего фестивального движения — объединить всех музыкантов.

— Подружить их. Впрочем, особых идей у меня не было, мне не до идей, это просто мое предназначение — сделать так, чтобы музыка жила. Как во мне, так и вокруг. Этим и живу. Организаторской работой я занимаюсь не ради денег, не ради какой-то административной миссии, а только для того, чтобы дальше и дальше играть. Это гораздо лучше и честнее, чем когда ты просто гастролируешь по миру, а кто-то за тебя что-то организует. В этом больше жизни, ты понимаешь мир более полно.

— Неожиданная точка зрения: обычно художник говорит «я — художник, меня не трогайте, я только творю, а устраивает и пробивает все это пусть кто-то другой»...

— Не бывает никакого «чистого искусства». Музицирование и организация этого музицирования прямо вытекают друг из друга. Меня это не утомляет, а, напротив, вдохновляет. Хотя это напряженный труд. Но в этом и есть единство. То же самое, как жить в доме, который ты сам построил. Ты знаешь всему цену. Сам нашел этот концепт, сам его реализовал, нашел место для концерта, придумал программу, пригласил друзей, знаешь, как это всё работает. Если ты в принципе креативен, то ты креативен во всем. Поймите разницу — это не просто игра, это рождение музыки, и за этот труд не стыдно.

— Много мы видим музыкантов, которые не приспособлены к организаторской работе... только прийти в назначенный час, надеть фрак... А вы такой романтичный, кажитесь беспомощным, а однако ж, несете на себе огромный груз.

— Музыканты прошлого, даже такие, как Бетховен и Брамс, были вынуждены полностью организовывать свою жизнь (если заканчивалась их зависимость от королей и аристократии). Это реальность. Музыку они писали для своих же мероприятий. Вон, у Листа не было постоянного места работы, они все время находили заказы, затевали концерты, организовывали музыкальные общества как, скажем, Мендельсон в Лейпциге. Для тех лет всё это было нормой. Музыкант не был никому нужен. Так что эта идея неправильная, что музыкант должен только играть на рояле или сочинять. Подобное появилось в момент коммерциализации музыки, когда агент стал говорить — я всё за тебя сделаю, а ты сиди в башне из слоновой кости. Столь фальшивый подход в итоге вызвал кризис. И эта башня рухнула.

— То есть нельзя классическую музыку превращать в индустрию?

— Это ее убивает. Почва должна быть. Чтобы музыка сама из нее произрастала. Ну не может музыка быть машиной для зарабатывания денег. Это противоречит ее сути. Организуя процесс с нуля, ты как будто ее сам сочиняешь заново.

— То есть не все равно из каких рук Бетховен звучит — со сцены крупного коммерческого зала, которым заправляют финансовые воротилы или в рамках небольшого фестиваля, где музыканты играют, зачастую, бесплатно?

— Совсем не все равно. Моя жизнь — совсем не сахар, это серьезный труд, но результат того стоит. Я хочу сделать хорошо другим музыкантам. Не себе. Другим. Мне это нужно. Дать людям почувствовать себя индивидуальностями. А не винтиками огромной коммерческой машины. Это такое удовольствие — слушать друзей, в концертах, тобою созданных. Когда нет места конкуренции, а есть обмен мировоззрением. Приниципиально другая идея — с чего мы и начали — объединить!

«Шуман не сочинял музыку для стадионов»

— Каждый концерт проходит в разных местах — то в старинном палаццо, то у кого-то дома...

— Это то, что когда-то было. Концертный зал — это уже буржуазная история, правильная традиция — приглашать на концерты в свои дома, причем это может быть сначала музицирование, а потом и легкий ужин, по-разному. В концертном зале ты играешь для всех подряд, там много людей случайных, а в салонной игре ты в кругу единомышленников, разделяющих твою веру. Поймите суть: музыка для таких собраний и сочинялась! Ну не сочинялась она для стадионов. Шуберт, Шуман, Бетховен, Шопен писали для салонной публики, для знатоков. Они не рассчитывали на другую аудиторию, которая заглянет с улицы на огонек с билетами... И у нас никаких билетов, в большинстве случаев, нет. А так называемая концертная жизнь во многом фальшива, атмосфера совсем иная.

— Я действительно видел удивительную публику — люди три часа ехали из Генуи, решительно и осмысленно сели и слушали, их интересовал каждый пассаж, никто не дремал, не хлопал между частями...

— К нам приходят люди очень мотивированные. И всё это на фоне исторического антуража, фресок Джотто...

— Но вы родились в Германии, насколько вам по сердцу Италия?

— В Италии совершенно иное чувство жизни. Люди другие. Они больше коммуницируют друг с другом, менее равнодушны. Для них очень важна хорошая еда, хорошая одежда, самочувствие. У немцев все совершенно иначе: нельзя просто поболтать без повода, надо исключительно обсуждать какие-то проблемы. Италия мне ближе, здесь никогда не чувствуешь себя одиноким, и это сильно улучшает качество жизни. А ведь для музыканта очень важно ощущение партнерства — что на сцене, что за ее пределами. Но музыканту всегда проще — потому что у него есть смысл жизни, музыка — его опора, вполне достаточная, и никакие дополнительные не требуются.

— Сколь многих музыкантов вам удалось сдружить за свою жизнь?

— О, очень многих. Сотни и сотни. Знакомые привлекают знакомых. Строится бесконечная цепочка во имя музыки. Но подчеркну еще раз главное: люди нуждаются в персональном отношении. Это не конвейер. Размах концерта, фестиваля, события не должен быть большим. Иначе уйдет идея. Это должно быть в гармонии с человеком, с его природой, с его мироощущением. Иначе все тонкие краски уйдут. Нельзя превращать концерт, интимное музицирование в массовое сборище. Звездные имена, огромные концертные залы, заезженный репертуар приводят к потере культуры. Глобализация производства приводит к потере качества. Человек слишком нежный, он просто не может переварить эти масштабы, в итоге такая музыка просто начинает вызывать отторжение. Нельзя этого допустить.




Будь всегда в курсе последних событий - следите за новостями черех ВК, FB, Twitter

Алексей Пиманов объяснил, почему премьера «Крыма» проходила в Кремле

im
Неделю назад состоялась премьера полнометражного фильма «Крым» Алексея Пиманова

Пианист Карло Леви-Минци: «Великое, что Италия подарила миру — в прошлом»

im
Итальянцы — народ страстный, а итальянцы, знающие русский — страстны вдвойне: есть возможность

Эдвард Радзинский и Владислав Лаврик расскажут о расстреле царской семьи

im
Большой фестиваль РНО уже давно стал знаковым событием на музыкальной карте Москвы

Композитор Антон Батагов: "Апокалипсис все равно до тебя доберется"

im
Премьера новых музыкальных классических форм — нечастое явление, тем более, если эти формы говорят

Екатерина Семенова: «Я никогда не халтурю и выкладываюсь по полной»

im
Украшением праздничной программы «МК» в День города стало выступление известной певицы Екатерины

Дима Билан: "Из-за болезни я погрузился в себя"

im
«Давай, терзай меня… Сейчас опять скажу какую-нибудь глупость, сам себе подкопаю» — Дима Билан, с

Музыканты о скончавшемся Дмитрии Когане: «Всего себя музыке отдавал»

im
Дмитрий Коган, известие о смерти которого буквально потрясло музыкальный мир, никогда не шел по

«Сейчас материальное окончательно победило духовное»

im
Флейтисты — народ веселый, больше всего на свете они любят рассказывать анекдоты про альтистов, а

Откровения Стаса Пьехи: «Эдита фактически спасла мне жизнь»

im
Алла Пугачева однажды страшно обидела Эдиту Пьеху

Лайма Вайкуле: «Мне надо пойти на курсы дурочек»

im
Четыре дня «Рандеву» с Лаймой Вайкуле в Юрмале открыли лично для меня такие качества латвийской

Чаки-Си: «Из-за урагана «Катрина» я чуть не закрылся от мира»

im
Джазмен Чарльз Элам III пригласил «МК» на танец

На "Славянском базаре" на Стаса Михайлова снизошло просветление

im
Воскресный день на «Славянском базаре» был отдан на откуп Стасу Михайлову, которого сложно сегодня

PuzzleWood: музыкальный взрыв на обломках

im
Не так давно музыканты отыграли большой сольный концерт

Сергей Галанин: «Холод между рок-артистами растет из-за Украины»

im
Лидер «СерьГи» о музыкальных смыслах, позиции и терпении

Аудио поздравления на телефон


Популярные новости

Новости России, новости Украины и Белоруссии - новостной портал

Новости России, новости Украины, новости Белоруссии - новостной портал

добавить на Яндекс

Погода в Москве, Киеве, Минске

Подписка на новости

Введите Ваш E-mail :



Обшественные новости

im

Представители "МК в Казахстане" оказались лучшими стрелками

Неизбежным следствием суетливой городской повседневности являются стресс и перенапряжение
im

Ради девушки улан-удэнец сдвинул с места 20-тонный трамвай

Спортсмен по пауэрлифтингу Максим Бухольцев выполнил свое обещание и сдвинул с места 20-тонный трамвай
>>Все статьи

Баннер

Анекдот

Всё о России >>> Все новости
Денежный мир >>Все статьи
2017 © Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на сайт.